Admin Admin
Сообщения : 314 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-11-06
| Тема: Деление «уголком» Пт Дек 05, 2014 3:03 pm | |
| Деление «уголком»Деление «уголком» — это, на мой взгляд, самая тяжелая, самая нудная тема во всей школьной математике. Тут нам придется всерьез поднапрячься. Пусть, однако, нас вдохновляет мысль, что весь последующий материал будет значительно легче и приятнее.Прежде всего, рассмотрим деление на однозначное число. Допустим, мы хотим вычислить значение выражения648 / 2.Пользуясь свойствами умножения, мы можем расписать делимое таким образом:648 = 6 ∙ 100 + 4 ∙ 10 + 8 = 3 ∙ 2 ∙ 100 + 2 ∙ 2 ∙ 10 + 4 ∙ 2 =( 3 ∙ 100 + 2 ∙ 10 + 4 ) ∙ 2 = 324 ∙ 2 .После этого становится очевидно, что частное от деления равно648 / 2 = 324.Но это мы взяли самый что ни на есть простейший случай, когда каждую отдельно взятую цифру делимого можно поделить на делитель. А вот пример несколько посложнее:156 / 2 = ?Здесь первая цифра оказалась меньше делителя. Поэтому, расписывая делимое, мы не будем отрывать ее от второй цифры:156 = 15 ∙ 10 + 6 .Поскольку число 15 не делится нацело на 2, придется нам прибегнуть к делению с остатком. Представим результат такого деления в виде: 15 = 7 ∙ 2 + 1 = 14 + 1 .Теперь мы можем продолжать расписывать наше делимое дальше:156 = 15 ∙ 10 + 6 =( 14 + 1 ) ∙ 10 + 6 = 14 ∙ 10 + 1 ∙ 10 + 6 = 14 ∙ 10 + 16 = 7 ∙ 2 ∙ 10 + 8 ∙ 2 =( 7 ∙ 10 + 8 ) ∙ 2 = 78 ∙ 2 .Отсюда моментально получаем ответ:156 / 2 = 78.Такого рода расчеты можно проводить в уме и сразу же писать ответ. Но мы сейчас перепишем их в виде краткой таблицы. Умение составлять такие таблицы нам пригодится, когда мы займемся делением на многозначные числа, когда всё окажется не так просто. Делимое и делитель запишем так: При делении первых двух разрядов ( 15 ) на двойку получается 7 плюс еще какой-то остаток. С этим остатком мы разберемся чуть позже, а пока запишем семерку под чертой снизу от делителя (здесь у нас со временем будет выписан полный ответ): Умножаем на эту семерку наш делитель ( 2 ) и записываем ответ ( 14 ) под первыми двумя разрядами делимого ( 15 ): Теперь настало время вычислить остаток от деления 15-ти на 2 . Он равен, очевидно, 15 − 2 ∙ 7 = 15 − 14 .У нас уже всё подготовлено, чтобы выполнить это вычитание «столбиком»: У нас получается единица , к которой мы приписываем шестерку из следующего разряда делимого: В результате такого приписывания у нас получается число 16 . Мы делим его на наш делитеть ( 2 ) и получаем 8 . Эту восьмерку пишем в строке ответа, под чертой снизу от делителя: Ответ мы получили, однако правила составления таблицы таковы, что нам надо добавить в нее еще две строки. Мы должны формальным образом убедиться, что не потеряли остаток от деления. Умножаем делитель ( 2 ) на последнюю цифру ответа ( 8 ), приписываем результат ( 16 ) снизу к нашей таблице в последние два разряда делимого: Вычитаем последнюю строку из предпоследней и получаем 0: 1 | 5 | 6 | 2 | | 1 | 4 | | 7 | 8 | | 1 | 6 | | | | 1 | 6 | | | | | 0 | | | Этот последний нуль есть не что иное, как остаток от деления, который образовался бы в том случае, если бы мы рассматривали деление с остатком:156 : 2 = 78 (ост. 0).Чтобы получше это понять, возьмем похожий пример, в котором, однако, остаток не равен нулю:157 : 2 = 78 (ост. 1).Таблица для этого примера выглядит так: 1 | 5 | 7 | 2 | | 1 | 4 | | 7 | 8 | | 1 | 7 | | | | 1 | 6 | | | | | 1 | | | Здесь, опять-таки, остаток стоит в последней строке. Для полноты картины распишем наше делимое в таком виде:157 = 14 ∙ 10 + 17 = 7 ∙ 2 ∙ 10 + 8 ∙ 2 + 1 =( 7 ∙ 10 + 8 ) ∙ 2 + 1 = 7 8 ∙ 2 + 1Теперь мы готовы к тому, чтобы делить (нацело или с остатком) на многозначные числа. Это делается при помощи подобной же таблицы (именно из-за ее особого вида данная процедура получила название деление «уголком»). Допустим, требуется выполнить деление с остатком:135674 : 259 = ?Приступаем к заполнению таблицы: В данном случае, чтобы найти первую цифру частного, надо взять первые четыре цифры делимого ( 1356 ) и получившееся число поделить (с остатком) на делитель ( 259 ). Почему надо взять именно первые четыре цифры делимого? Потому что если бы мы взяли хотя бы на одну цифру меньше, то получившееся число ( 135 ) оказалось бы меньше делителя ( 259 ), а это совсем не то, из чего можно было бы извечь полезную информацию. Итак, возьмем первые четыре цифры делимого и рассмотрим следующее деление с остатком: 1356 : 259 = ?Тут нам помогут приближенные вычисления, для которых, как мы знаем, вовсе необязательно, чтобы числа делились друг на друга нацело: 1356 / 259 ≈ 1356 / 300 ≈ 1500 / 300 = 15 / 3 = 5 .Зная результат приближенного деления, мы можем предположить, что, скорее всего, 1356 : 259 = 5 (остаток — пока неважно какой).Конечно, абсолютной уверенности у нас нет. Здесь вместо пятерки вполне может стоять четверка или шестерка , однако вряд ли мы ошиблись больше, чем на одну единицу. Имея это в виду, тем не менее берем эту пятерку и заносим ее в нашу таблицу в строку ответа. После этого умножаем на нее делитель ( 259 ) и при этом записываем ответ под делимым в подходящие разряды: | 1 | 3 | 5 | 6 | 7 | 4 | 2 | 5 | 9 | | 1 | 2 | 4 | | | | | | | 259 ∙ 5 = | 1 | 2 | 9 | 5 | | | 5 | | | Здесь «маленькие» цифры — это побочный продукт процедуры умножения: мы познакомились с ними, когда учились умножать «в столбик». После того как умножение выполнено, они становятся больше не нужны: на них можно просто не обращать внимания. Выражение 259 ∙ 5 , написанное слева от таблицы, помещено сюда только ради пояснения того, что мы делаем. К таблице оно, собственно, не принадлежит, и в будущем мы такие пояснения выписывать не будем. Тут важно отметить, что результат нашего умножения ( 1295 ) оказался меньше записанного над ним числа 1356 , составленного из первых четырех цифр делимого. Если бы это было не так, то это означало бы, что приближенное деление дало нам завышенный результат. Нам надо было бы тогда зачеркнуть пятерку в строке ответа, на ее место поставить четверку — после чего зачеркнуть и переделать все наши последующие вычисления. Но нам на этот раз повезло, и ничего переделывать не требуется.Теперь выполняем вычитание в столбик и получаем: | 1 | 3 | 5 | 6 | 7 | 4 | 2 | 5 | 9 | | 1 | 2 | 4 | | | | | | | 259 ∙ 5 = | 1 | 2 | 9 | 5 | | | 5 | | | | | | 6 | 1 | | | | | | Внимательно приглядимся к полученной разности ( 61 ). Очень важно, что она оказалась меньше делителя ( 259 ). В противном случае мы пришли бы к выводу, что приближенное деление дало нам заниженный результат и нам пришлось бы теперь исправлять в строке ответа пятерку на шестерку , а также переделывать все последующие вычисления. К счастью, этого не случилось. Приближенное вычисление нас не подвело, и мы теперь совершенно точно знаем, что, 1356 : 259 = 5 (ост. 61 ).Возвращаемся к таблице. К нашему остатку ( 61 ) приписываем семерку из следующего разряда делимого и приступаем к нахождению второй цифры ответа. Это делается с помощью точно такой же процедуры, что и раньше. Потом — очередь за третьей цифрой. В конце концов таблица принимает такой вид: | 1 | 3 | 5 | 6 | 7 | 4 | 2 | 5 | 9 | | 1 | 2 | 4 | | | | | | | 259 ∙ 5 = | 1 | 2 | 9 | 5 | | | 5 | 2 | 3 | | | | 6 | 1 | 7 | | | | | | | | 1 | 1 | | | | | | 259 ∙ 2 = | | | 5 | 1 | 8 | | | | | | | | | 9 | 9 | 4 | | | | | | | | 1 | 2 | | | | | 259 ∙ 3 = | | | | 7 | 7 | 7 | | | | | | | | 2 | 1 | 7 | | | | Можно выписывать окончательный ответ:135674 : 259 = 523 (ост. 217).Самая большая неприятность в делении «уголком» состоит в том, что приближенные вычисления, к которым приходится прибегать по ходу дела, не дают сразу гарантированно правильного результата и нуждаются иногда в последующей коррекции. Впрочем, по мере тренировки, у нас выработается особое чутье и мы будем уже сразу почти наверняка знать, какие цифры следует писать в строке ответа, чтобы потом ничего больше не надо было исправлять и переделывать.Разумеется, нам будут попадаться случаи, когда частное содержит нули. Каждый такой нуль позволит сделать в таблице небольшие сокращения. Вот пример такой таблицы: 2 | 6 | 2 | 7 | 4 | 0 | 8 | 7 | | | 2 | 2 | | | | | | | | | 2 | 6 | 1 | | | | 3 | 0 | 2 | 0 | | | 1 | 7 | 4 | | | | | | | | 1 | 1 | | | | | | | | | 1 | 7 | 4 | | | | | | | | | | 0 | | | | | | Как и в случае умножения «в столбик», для того чтобы было удобнее писать «маленькие» цифры, нам может понадобитьсялист со специальной линовкой для вычислений (формат pdf).Теперь остается только тренироваться, тренироваться и тренироваться. | |
|